Для обеспечения защиты всех заинтересованных сторон код ISPS должен быть реализован в полном объеме. Это означает найм квалифицированных и подготовленных кадров, способных приводить в исполнение меры безопасности, установленные портом и судном. Данные меры должны соблюдаться как со стороны судов, так и со стороны порта.
Виды специалистов и меры безопасности на морском судне
Company Security Officer (CSO) - это лицо, назначаемое для оценки безопасности судна и реализации SSP (Ship Security Plan) в соответствии с кодексом ISPS. CSO осуществляет мониторинг текущей ситуации, умеет справляться с ней, а также, при необходимости, вносит корректировки в план SSP.
Ship Security Officer (SSO) — этот сотрудник несет ответственность за безопасность на борту судна. SSO также регламентирует обязанности членов экипажа в этой области.
Ship Security Plan (SSP) - это план, который описывает обязанности членов экипажа, находящихся в ведении SSO, при различных сценариях и уровнях опасности.
Помимо вышеупомянутого персонала также существуют различные системы охраны и оборудования на борту судна, такие как металлоискатели, удаленные сигнализации, которые уведомляют береговые службы о любых проблемах.
Безопасность морских перевозок со стороны порта
Каждый порт назначает сотрудника службы безопасности (Port Facility Security Officer, или сокращенно PFSO). Его основная функция - исполнение Port Facility Security Plan (PFSP), т.е. плана защиты портовых объектов, а также оценка защищенности порта и причала.
Port Facility Security Plan (PFSP), или План охраны портовых объектов - это план действий, который должен быть реализован в порту при различных уровнях безопасности в соответствии с методическими указаниями, установленными портом и кодексом ISPS.
Как и в случае с судами, портовые сооружения также должны иметь соответствующие системы защиты и специализированное оборудование, такое как металлоискатели, ручные сканеры и т.д. для выявления явных угроз внутри порта.
Таким образом, безопасность на морском транспорте (как впрочем и при авиаперевозках) требует вовлечения значительных человеческих ресурсов, усилий по планированию, соответствующее оборудование и т.д. Всё это происходит в рамках кодекса ISPS, направленного на защиту экипажа судов, портовых работников и грузов.
Для покрытия этих расходов морские линии / операторы судов взимают сбор ISPS. Судоходные линии взимают т.н. Carrier Security Fee, который, как следует из названия, призван покрывать расходы, выделяемые на обеспечение положений кодекса ISPS , а также Terminal Security Charge, который, покрывает расходы, связанные с обеспечением охраны внутри терминала.
ISPS обычно входит в стоимость фрахта, или же является дополнением к нему, и при любых обстоятельствах он должен быть оплачен. Размер данного сбора устанавливается морской линией в зависимости от конкретного порта захода судна.