В настоящее время размещение груза на паллетах является обычным делом, но мало кто задумывается насколько их применение ускорило процесс обработки груза и упростило его транспортировку.
Идея применения укрупненных грузовых мест зародилась еще в прошлом веке, так как было очевидно, что проводить загрузку того или иного транспортного средства вручную трудозатратно, долго и неэффективно.
На сегодняшний день паллетизация применяется повсеместно. Основой сформированной паллеты служит так называемый поддон - чаще всего это деревянное основание с пазами для захвата вилочным погрузчиком, либо рохлей. Поддон может быть выполнен из другого материала, такого как пластмасса или металл. На выбор материала, как правило, влияет номенклатура груза и его весовые характеристики. Особенно тщательно к выбору типа паллет стоит относиться, организуя международные перевозки опасных грузов.
Поверх данного основания равномерно размещается груз, во избежание нарушения целостности конструкции продукция стягивается стрейтч пленкой в несколько слоев, что позволяет избежать смещения груза внутри транспортного средства при перевозке. Описанная конструкция называется паллетой.
Поддоны имеют стандартизированные размеры, кратные внутренним размерам контейнеров и полуприцепов. Это сделано для упрощения расчетов вместимости груза в транспортное средство.
Наиболее распространенные виды паллет:
- 1200 мм X 800 мм.
Поддоны с такими размерами называют Европоддонами, поскольку они являются наиболее популярными в странах Евросоюза. Их можно узнать по оттиску на ножках - EUR. Стоит отметить, что в стандартный 40-футовый контейнер входит 25 европаллет, а в Еврофуру (полуприцеп вместимостью - 82 куб.м.) - 33. Высота паллеты ограничена только высотой потолка транспортного средства.
- 1200 мм X 1000 мм.
Данные габариты соответствуют финскому поддону (так называемый Финподдон). Он менее распространен, однако также используется при международных и внутренних перевозках. Имеет фирменное клеймо - FIN.
- 1200 мм X 1200 мм.
Эти размеры принадлежат американской паллете, которая используется главным образом на территории США и Канады.
Применение унифицированных средств укрупнения привело к прорыву в скорости обработки грузов, дало толчок к совершенствованию средств механизации и значительно снизило трудозатраты на погрузо-разгрузочные работы. Так, например, достаточно лишь одного складского сотрудника, вооружившегося рохлей, чтобы за 20 минут выгрузить 33 паллеты из Еврофуры.